Дело об оспаривании отказа Управления Росреестра в регистрации права собственности на объект недвижимости

Адвокатом Ахмитшиным Р. Р. успешно осуществлена защита интересов ООО «Ника» в Арбитражной суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу об оспаривании отказа регистрирующего органа в регистрации перехода права собственности по договору.

К адвокату Ахмитшин Р. Р. обратился его давний клиент с просьбой помочь в непростом деле о защите его права собственности на берегах Невы.

16.05.2012 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и ООО «Ника» на основании Протокола заседания Комиссии по подведению итогов аукциона по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества от 14 мая 2012 г. № 1/2, заключен договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества. 18.11.2013 ТУ Росимущества и Общество обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на здание овощехранилища, расположенное по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, вблизи дер. Старое Гарколово.

Уведомлением от 09.01.2014 № 18/40/2013-335 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на Здание на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом № 122-ФЗ для государственной регистрации прав), в связи с тем, что не представлены документы об отчуждении земельного участка, на котором расположено здание.

Данное уведомление нами было оспорено в судебном порядке со ссылкой на следующие обстоятельства.

Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральным законом.Пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Как следует из пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи Закона.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, для признания земельного участка ограниченным в обороте необходимо соблюдение двух следующих условий: — разрешенное использование либо фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности; — нахождение земельного участка в государственной или муниципальной собственности.

Согласно материалам дела Участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области», согласно выписке из государственного земельного кадастра, свидетельству о государственной регистрации права от 02.12.2008 серии 78-АГ № 769948 Участок относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с разрешенным использованием для размещения пограничной заставы. Кроме того, пп. «б» п. 2 2. Постановления Правительства РФ от 24.06.1998 № 623а установлено, что изменение категории земельных участков, отведенных под объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества, осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике после государственной регистрации прав на указанное имущество.

С учетом изложенного, учитывая, что сведения о категории Участка и его разрешенном использовании имелись в составе дела правоустанавливающих документов на Участок и имелись в распоряжении регистрирующего органа, оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на Здание на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ у Управления Росреестра не имелось.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области полностью согласился с нашими доводами, признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 09.01.2014 № 18/40/2013-335, обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на здание овощехранилища, расположенное по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, вблизи дер. Старое Гарколово, д. б/н. Апелляционным определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра — без удовлетворения.