Дело об обжаловании отказа в постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков

Отказ территориального органа федеральной кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет земельных участков на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (вновь образуемый земельный участок формируется в двух территориальных зонах) успешно оспорен в судебном порядке.

К адвокату Ахмитшину Р.Р. обратился житель города Можги Удмуртской Республики гражданин Ю. со следующей проблемой. Гражданин Ю. является собственником земельного участка, расположенного в городе Можги Удмуртской Республики.

21.06.2013 в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике было подано заявление о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости. К заявлению был приложен межевой план от 21.06.2013. Позднее регистрирующий орган устно попросил заявителя оформить новый межевой план, который был составлен 08.08.2013. 15.08.2013 было принято решение № 1800/13-62139 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Перед нами была поставлена задача оспаривания указанного отказа, так как иным образом разделить участок, и поставить на кадастровый учет земельные участки в иной конфигурации было невозможно.

Следует отметить, что земельные споры всегда являются весьма трудоемкими, так как правовое регулирование земельный отношений зачастую осуществляется большим количеством местных номартивно-правовых актов, без тщательного изучения которых невозможно правильное разрешение дела.

В рассматриваемом случае перед нами стояла задача изучения земельного законодательства города Можги, которая, к слову говоря, во многом оказалась схожей с земельными актами города Ижевска, но имелись и существенные различия, которые и определили судьбу настоящего спора.

При этом мы обратили внимание на следующее.

Согласно п. 18 Приказа Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 № 42, Постановления Правительства РФ «Об информационном взаимодействии при проведении государственного кадастра недвижимости» от 18.08.2008 № 618, регулирующего порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и органами кадастрового учета по внесению в ГКН сведений о границах территориальных зон, данные сведения должны были иметься у органа кадастрового учета на основании информационного взаимодействия с Администрацией города Можги.

Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Для каждой территориальной зоны в целях представления в орган кадастрового учета должен составляться отдельный документ, именуемый карта (план) территориальной зоны, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы территориальной зоны, а также иные ее характеристики.

Между тем, координаты характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат в городе Можге на сегодняшний день не утверждены. Правила землепользования и застройки г. Можги, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время в г. Можге отсутствуют.

Постановлением правительства РФ «Об утверждении карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» от 30.07.2009 № 621 предусмотрено, что на карте (плане) территориальной зоны должна быть отражена информация о том, что она согласована и проверена на соответствие Правилам землепользования и застройки города Можги в части границ территориальной зоны, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и установленных ограничений в данной зоне.

Закон о кадастре предусматривает, что основанием для кадастрового учета земельных участков является не межевое дело, а межевой план. Форма межевого плана утверждена приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 и вводится в действие с 01.01.2009. Согласно первоначально представленного межевого плана от 21.06.2013, который полностью соответствует указанному Приказу, ЗУ1 входил в состав только одной территориальной зоны.

Таким образом, из указанного следует, что в городе Можге границы территориальных зон не утверждены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Соответственного до такого утверждения нельзя говорить о том, что вновь образуемый земельный участок гражданина Ю. входит в состав двух территориальных зон. Положения межевого плана от 08.08.2013 в этой части ошибочны.

 

По указанным выше основаниям мы обратились в Устиновский районный суд города Ижевска с заявлением о признании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике незаконным.

В первом же судебном заседании нами с представителем Федеральной кадастровой палаты была достигнута договоренность, согласно которой мы оставили наше заявление без рассмотрения, а орган кадастрового учета добровольно поставил на кадастровый учет спорные земельные участки. Как говорится, «Худой мир всегда лучше доброй войны».

Ринат Ахмитшин