Дело о защите жилищных прав вдовы ветерана Великой Отечественной войны

Отказ Администрации Октябрьского района города Ижевска в постановке вдовы ветерана ВОВ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных прав признан незаконным.

К адвокату Ахмитшину Р. Р. обратилась гражданка Е., бабушка которой никак не могла получить причитающуюся ей, как вдове ветерана ВОв, квартиру. Так, распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ижевска ей было отказано в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения жилищных условий.

Мы предложили семье Е. обратиться в суд и в судебном порядке признать указанное распоряжение незаконным, обязать Администрацию района устранить допущенное нарушение жилищных прав.

Следует отметить, что данные правоотношения регулируются Законом Удмуртской Республики от 19.10.2005г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением Администрации г. Ижевска от 14.12.2005г. № 576 «О реализации Закона Удмуртской Республики „О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма“ на территории г. Ижевска».

Согласно вышеуказанным нормативным актам полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на администрации районов г. Ижевска, то есть в настоящем случае на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска. Право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета ветеранов ВОВ, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны».

В соответствии с п. п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту — ФЗ «О ветеранах») члены семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета.

Из смысла вышеназванных правовых норм следует, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учёт является необходимым условием реализации его права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета. В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ).

Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).

Решением Городской думы г. Ижевска от 28 июля 2005 года № 349 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска» в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории города Ижевска, установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека.

Статьями 1, 2 Закона УР от 24 июня 2010 года № 29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» установлено, что органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город Ижевск», наделяются государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к членам семей погибших (умерших) участников ВОВ.

В соответствие со ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, его законности, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 июля 2011 года № 945-О ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст.53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

учётом изложенного, при вынесении решения судам следует исходить из принципа презумпции добросовестности действий членов семьи заявителя, принимая во внимание, что заявитель проживает в спорной квартире с правами пользования и является членом семьи собственника жилого помещения, согласие ее на вселение собственником в качестве членов семьи третьих лиц не требуется. Доказательств обратного Администрацией Октябрьского района г. Ижевска не представлено.

Октябрьский районный суд города Ижевска согласился с указанными доводами. В своем решении он указал, что «при рассмотрении настоящего гражданского дела суд не усматривает в действиях заявителя намеренного ухудшения жилищных условий». Решением суда распоряжение Администрации Октябрьского района города Ижевска об отказе в постановке гражданки Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было признано незаконным, суд постановил обязать Администрацию Октябрьского района города Ижевска поставить Е. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.